Системы видеоконференцсвязи
Видеоконференцсвязь (ВКС) — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени.
Видеоконференции применяются как средство оперативного принятия решений в различных ситуациях:
-
при чрезвычайных ситуациях;
-
для сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях;
-
для повышения эффективности;
-
для проведения совещаний;
-
в технологиях телемедицины и дистанционного обучения;
-
для проведения судебных процессов с дистанционным участием.
Многим государственным и коммерческим организациям видеоконференции приносят большие результаты и максимальную эффективность, а именно:
-
сокращение времени на переезды и связанные с ними командировочные расходы;
-
ускорение процессов принятия решений в чрезвычайных ситуациях;
-
сокращение времени рассмотрения дел в судах;
-
увеличение производительности труда;
-
решение кадровых вопросов;
-
возможность принятия более обоснованных решений за счёт привлечения дополнительных экспертов;
-
быстрое и эффективное распределение ресурсов;
-
простота использования.
Для общения в режиме видеоконференции абонент должен иметь терминальное устройство (кодек) видеоконференцсвязи, видеотелефон или иное средство вычислительной техники. Как правило, в комплекс устройств для видео-конференц-связи входит:
-
центральное устройство — кодек с видеокамерой и микрофоном, обеспечивающий кодирование/декодирование аудио- и видео-информации, захват и отображение контента;
-
устройство отображения информации и воспроизведения звука.
В качестве кодека может использоваться персональный компьютер с программным обеспечением для видеоконференций.
Большую роль в видеоконференции играют каналы связи, то есть транспортная сеть передачи данных. Для подключения к каналам связи используются сетевые протоколы IP или ISDN.
Системы видеоконференцсвязи подразделяются на классы, которые включают в себя:
Программные решения, устанавливаемые на персональный компьютер, ноутбук или мобильное устройство. В качестве периферии для захвата и воспроизведения видео и звука могут использоваться как встроенные в устройство камера, микрофон или динамик, так и внешние устройства, такие как веб-камера, головная гарнитура или спикерфон.
Программные решения, как и аппаратные, имеют отдельные клиентскую и серверную части. Серверная часть программных решений не осуществляет перекодирование видеопотоков, а только перенаправляет их на клиентские приложения, что значительно снижает системные требования к аппаратной части сервера и удешевляет решение в целом. Построение «картинки» из нескольких видеоокон во время групповых видеоконференций, а также кодирование и декодирование данных в программных решениях осуществляется на клиентской стороне.
Преимущества программных решений:
-
возможность обновлений без необходимости замены аппаратной части;
-
программные решения не требуют капитальных вложений в инфраструктуру;
-
нет необходимости в дополнительном оборудовании для реализации дополнительных возможностей (запись, совместная работа и т. п.);
-
поставляются в виде лицензий.
Видеоконференции стандартного качества. Видеоконференции стандартного качества (англ. Standard Definition) подразумевают поддержку четырёх стандартных видеоразрешений: SQCIF (128x96), QCIF (176x144), CIF (352х288) и 4CIF (704x576) на скоростях передачи данных от 64 Кбит/с до 768 Кбит/с.
Разрешения SQCIF и QCIF изначально были введены для медленных каналов связи (от 64 Кбит/с) и в настоящее время практически не используются. Разрешение CIF поддерживается на скоростях от 256 Кбит/с. Самое высокое стандартное разрешение 4CIF доступно на скоростях от 384 Кбит/с.
Минимальные значения скоростей передачи данных для того или иного разрешения могут варьироваться в зависимости от производителя оборудования.
Видеоконференции высокой чёткости. Класс высокой четкости (англ. High Definition или англ. HD) появился в связи с выпуском на рынок систем ВКС с более высоким разрешением, чем 4CIF, то есть разрешение HD (1280х720), которое требует в несколько раз больше пикселей для построения изображения по сравнению со стандартной видео-конференц-связью, и, соответственно, для её передачи необходима более высокая скорость.
Термин «High Definition» является маркетинговым понятием, подразумевающим передачу видеоизображения с разрешением выше 4CIF и его сопровождение более качественным звуком. Качество изображения уровня HD может быть получено при ширине канала от 512 Кбит/с и выше. При отсутствии необходимой полосы пропускания системы видео-конференц-связи, работающие с разрешением HD, обычно адаптируются под существующий канал связи, уменьшая, соответственно, качество видеоизображения.
Телеприсутствие (англ. TelePresence) — технология проведения сеансов видеоконференцсвязи с использованием нескольких кодеков (аппаратных вычислительных блоков терминала видеоконферецсвязи), обеспечивающая максимально возможный эффект присутствия за счёт специальным образом установленных экранов, мебели, отделки помещения и т. п.
Отличия от оборудования видео-конференц-связи высокой чёткости:
-
эффект общения собеседников в одной комнате;
-
линия взгляда — «глаза в глаза»;
-
инструменты для совместной работы;
-
естественное акустическое окружение;
-
освещение и отделка помещения.
Ситуационные/диспетчерские центры предназначены для лиц, принимающих решения и могут быть использованы в различных областях деятельности. В общем случае ситуационный центр состоит из ситуационной комнаты, оснащенной всеми коммуникациями, включая средства видеоконференцсвязи или телеприсутствия и диспетчерского центра, осуществляющего сбор, анализ и подготовку информации для передачи в ситуационную комнату для принятия решения. Также диспетчерская ситуационной комнаты обеспечивает связь ситуационной комнаты с внешним миром.
Ситуационные и диспетчерские центры предоставляют возможность:
-
экспресс-анализа текущего положения;
-
моделирования сценариев возможных событий;
-
экспертной оценки принимаемых решений и их оптимизации;
-
выбора наиболее эффективного управленческого воздействия на ту или иную ситуацию и так далее.
Компания «Оптимальные сетевые решения» предлагает полный комплекс услуг по проектированию, поставке, установке и обслуживанию систем видеоконференцсвязи ведущих мировых производителей: Cisco, Polycom, Avaya, Panasonic. Среди наших клиентов крупные финансовые и телекоммуникационные компании, промышленные предприятия и государственные структуры.
Твитнуть